Паспорт доступности для инвалидов: что это и как выдается
Паспорт доступности услуги и объекта для инвалидов – обязательный документ, который к 2025 году должен иметь каждый объект, в соответствии с программой «Доступная среда». Некоторые учреждения, например, дома культуры или поликлиники, уже в 2023 году обязаны пройти паспортизацию и иметь на руках подтверждающий документ. При его отсутствии учреждение, а также лично его руководитель будут оштрафованы.
Что такое паспорт доступности для инвалидов
Это официальный документ, содержащий полную информацию о доступности данного учреждения для людей с разными видами инвалидности. При этом отдельно указывается доступность санитарно-бытовых объектов (туалетов, пунктов питания), территории объекта в целом, входной группы, путей движения и собственно зоны оказания услуги. Паспортизация подразумевает не только учет и оценку состояния доступности объектов, а также оказываемых на нем услуг для инвалидов, но и разработку рекомендаций. Именно повышение адаптации является главной целью всей программы.
Выделяют три категории доступности: доступен людям с инвалидностью, частично доступен и недоступен. Категория указывается для каждого вида инвалидности: К – на кресле-каталке, О – с нарушением в работе опорно-двигательного аппарата, С – с нарушением зрения, Г – с нарушением слуха.
Чтобы всегда оставаться в курсе последних новостей и одним из первых узнавать о выходе новых статей, оформите подписку на рассылку.
Как выдается паспорт доступности объекта для инвалидов
Для оформления документа в первую очередь необходимо заполнить анкету. Форму для ее заполнения можно найти в свободном доступе на официальных сайтах районов города, сайте Департамента труда и социальной защиты населения. Анкета включает в себя 4 раздела:
- Общие сведения об объекте (наименование и год постройки, форма собственности).
- Характеристику особенностей предоставления услуг объектом (вид услуги, предполагаемый объем оказания, возрастная категория посетителей).
- Доступность объекта для людей с инвалидностью.
- Предложения по адаптации и реконструкции здания для повышения доступности.
После заполнения анкеты собирается комиссия, обязательно включающая в себя представителей общества инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ), а также Департамента труда или соцзащиты населения. После ознакомления с анкетой комиссия составляет паспорт доступности объекта для инвалидов, который заверяется руководителем организации и представителем общества инвалидов.
В течение 10 рабочих дней копию готового паспорта необходимо предоставить в Минкультуры. Оригинал хранится на объекте, предоставляется при необходимости во время проверок и используется для проведения адаптационных мероприятий.
Ознакомьтесь с каталогом товаров для инвалидов, включающем коляски, ходунки, товары для ванной и другие категории. Они не только позволят людям с инвалидностью полноценно передвигаться по общественным заведениям, но в первую очередь абсолютно комфортно чувствовать себя дома.
Для каких объектов необходимо оформлять паспорт доступности
К 2025 году паспортизацию должны обязательно пройти:
- Все объекты здравоохранения.
- Образовательные учреждения.
- Объекты культуры и спорта.
- Объекты соцзащиты населения.
- Связи и информации, административные здания.
- Учреждения дорожно-транспортной инфраструктуры.
- Гостиницы и отели.
- Торговые центры и магазины.
- Пункты общественного питания.
Проще говоря, программой предусмотрено полное обследование всех общественных заведений с целью улучшения их доступности для людей с инвалидностью, дальнейшим повышением адаптации.
Какие штрафные санкции применяются к учреждению, не прошедшему паспортизацию?
В 2023 году, согласно статье 9.13 КоАП, в случае отсутствия паспорта доступности объекта на учреждение будет наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Дополнительно штрафуется руководитель учреждения на сумму от 2000 до 3000 рублей.